Особое значение для развития личности ребенка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность школьников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Исходя из этого, в школе «Колибри» было принято решение об организации целенаправленной работы по развитию поисково–познавательной деятельности школьников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников поисково-познавательной активности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя, «ученого».
Курс постоянно развивается, вносятся изменения и дополнения в зависимости от возраста участников, программы и года изучения.
Разделы программы:
1 год обучения: Вещества и явления вокруг нас. Вода, воздух, магнетизм, силы природы;
2 год обучения: Астрономия. Солнце и энергия. Электричество. Свет и звук;
3 год обучения: Живые организмы. Строение и изучение. Занимательные опыты по биологии и химии.
Предполагаемый результат обучения:
Умение опытным путем исследовать и доказывать свойства веществ (воды, воздуха, химических веществ);
Умение действовать по алгоритму;
Умение опытным путем исследовать явления природы (магнетизм, звук, свет и др. явления), определять их признаки и свойства;
Умение опытным путем определять силу тяготения, инерции, трения;
Умение опытным путем выявлять свойства предметов — массу, размеры и др;
Расширение знаний о Солнце и свойствах солнечной энергии;
Умение самостоятельно выполнять опыты по схеме, по заданию преподавателя;
Формирование исследовательского интеллекта;
Расширение знаний о живых организмах;
Умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
Овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.