Адрес школы
Москва, ул. Никитинская, 24А
+7 (499) 164 3760
контакты

Каждый ребенок особенный,
каждая минута жизни – ценность,
каждая мечта – важна.

Адрес школы
Москва, ул. Никитинская, 24А
+7 (499) 164 3760
контакты

Как выполнять школьный исследовательский проект

Методические рекомендации для 7-11 классов

Исследовательский проект – это возможность использовать научный и творческий подход к получению знаний и приобрести опыт, который многократно пригодится в будущем  при написании студенческих курсовых и дипломной работ.

  1. Выбор предмета/ направление исследования

Важны: 1) ваш собственный интерес; 2) актуальность вашей работы для других; 3) время, которое вы можете уделить исследованию. Шансы провести хорошее исследование возрастают, если у вас есть некоторый багаж знаний в той области, в которой вы проводите исследование. Не стоит взваливать на себя непомерные задачи. Посетите научные и научно-популярные сайты.Задумайтесь, что для вас увлекательно, задайте себе вопрос, на который пока не знаете ответа.

  1. Выбор темы

Учитывайте  сферу своих интересов —  музыка или спорт, лингвистика или финансы, компьютерные игры или кулинария.Тема исследования не должна быть: а) слишком общей; б) уже достаточно изученной.

Новизна работы – ключ к её успеху. «История развития субкультуры скинхедов» — тема, которая давно изучена и носит лишь описательный характер. В данном случае просто не может получиться настоящего самостоятельного исследования. Тоже самое можно сказать про работу с ключевым вопросом «Почему именно английский стал международным языком?».

Вдумчивый подход к выбору темы и формулировке ключевого вопроса – необходимое условие для проведения полноценного исследования. При этом понятно, что в школе исследования должны быть небольшие, ведь вы сильно ограничены по времени. Можно провести качественный обзор литературы по теме, включающий в себя анализ и сопоставление методик разных авторов; возможно выполнение или повтор эксперимента; примените известный метод на новом материале и т.д. Новизна в этом случае будет в  самостоятельности действий исследователя.

Сужайте, конкретизируйте тему — «Творчество Пушкина» не подойдёт

Возможно,  автора заинтересовала тема иррационального поведения в экономике. Но на вопрос «Что влияет на поведение потребителей, заставляя их действовать нерационально?» ответы в любой поисковой системе находятся моментально. Другое дело, остановиться на факторах, которые только создают видимость иррационального поведения и задаться вопросом «Какие факторы могут создавать видимость иррационального поведения покупателя, когда на самом деле он ведет себя рационально?». Получается очень конкретное исследование.

Сужение темы должно происходить за счет ограничения ее материалом, местом, временем и т.п. Примеры слишком широких тем: «Социальные функции современного искусства», «Способы воздействия на людей при помощи рекламы», «Конкурентоспособность России на мировом рынке», «Из книги в фильм: эстетика экранизации», «Искусство авангарда», «Массовая культура в современном мире: «За» и «Против»».

Посмотрите на проблему под другим углом

Допустим, вы хотели написать работу в области права и связать её с творчеством Ф.М. Достоевского. Изначально вы собирались исследовать, «насколько глубоки были изменения в обществе в результате судебной реформы 1864», анализируя произведения Достоевского. Не следует фокусироваться просто на чтении и анализе конкретного произведения, но важно остаться в рамках совмещения творчества Достоевского и правовых вопросов. Возможно, итоговая тема могла бы звучать так: «Современная интерпретация романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» с точки зрения права»; а ключевой вопрос: «»Раскольников» в наши дни — кто он?».

Предлагайте свою точку зрения и применяйте новые методы исследования

Вам хочется исследовать взаимосвязь между состоянием человека и музыкой, которую он слушает. Тема «Психология в музыке» слишком обширна, и даже вопрос «Влияет ли музыка на ситуативные эмоциональные переживания человека?» не подходит, т.к. у науки уже есть определённый ответ на него.

Возможны варианты: 1. Предложите свою точку зрения, обосновав её в исследовании. Только помните, что ваши аргументы должны выдержать критику.  2. Рассмотрите эту проблему с точки зрения конкретного экспериментального метода и предложите результаты как подтверждение уже имеющихся у науки данных. Проведите новый эксперимент и обоснуйте его релевантность для этой области науки. В данном случае тема «Связь музыки и эмоционального состояния человека» и ключевой вопрос «Как музыка влияет на ситуативное эмоциональное переживание человека (диагностика с использованием цветового теста Люшера)?» будут началом для нового исследования. 3. Вы даже можете придумать новую методику исследования задачи!

Мало правильно выбрать и сформулировать тему. Надо проследить, чтобы исследование соответствовало своему названию. Тема должна быть раскрыта, а выводы — являться продолжением ключевого вопроса. Тут хорошим советом будет собирать материал, непосредственно относящийся к вашей теме, а не всё, что просто заинтересовало, — не нужно распыляться.

  1. Формулирование ключевого вопроса

Постановка цели – самое важное при планировании исследования. От того, как вы сформулируете цель своей работы, будет зависеть её качество. Практически всегда цель исследования формулируется именно в форме вопроса. Однако в отдельных случаях можно предложить другие варианты, например, сформулировать гипотезу в утвердительном предложении.Помните о ключевом вопросе исследования – вам нужно найти на него ответ, а значит вовремя собрать данные и сделать выводы.

Ключевой вопрос должен быть сфокусирован на конкретных аспектах выбранной темы. Если тема не сфокусирована, то, скорее всего, ключевой вопрос задать невозможно. Сужайте тему.  Если тема слишком широкая/ слишком сложная/ тривиальная/ носит описательный характер, а ключевой вопрос давно изучен/ не связан с темой/ построен с нарушениями логики/ дублирует тему/ не является вопросом – хорошего самостоятельного исследования не получится. Именно поэтому большое количество заявок на первом этапе отправляется на доработку.

  1. Как и где собирать материал, выбор метода исследования

Одни и те же задачи можно решать разными методами (наблюдение, эксперимент, измерение, опрос, интервью, сравнение и пр.). Выберите тот, которым вы сможете воспользоваться. Если для работы по истории вам нужен оригинал древней летописи или для работы по биологии современное лабораторное оборудование, к которому у вас нет доступа, то нужно что-то изменить. Важно четко представлять, как вы будете получать данные, как будете проводить опросы. В случае наблюдения за объектом или явлением сразу определитесь, на что вы будете обращать внимание, где и в какой форме фиксировать.  Все это  понадобится при описании методологии исследования.

Лучше заранее думать, как вы будете сопоставлять, анализировать, обрабатывать полученные данные, в какой форме собираетесь получить результаты. Если предполагаются количественные результаты, запишите какие. Если исследование предполагает сравнение текстов, зафиксируйте, какая их специфика будет важна для работы. Совершенно необходим критический анализ своих результатов: ограниченность ваших выводов, корректно ли получены данные, возможна ли проверка результата другими. Задумайтесь, можно ли будет продолжать работу в этом направлении.

Подбор материала. Источники, базы данных, испытуемые – у кого что, это зависит напрямую от задач исследования. Сразу фиксируйте полное название источников, которые потом войдут в список цитируемой литературы.

5.Планирование работы

В составлении плана поможет чтение литературы по теме. Избегайте излишне популярной литературы, но обращайте внимание на ссылки в конце. Там можно как раз найти хорошие книги по теме. Если растеряетесь в океане литературы, ссылок, статей, выберете для начала хоть что-то подходящее по вашему мнению и обсудите это со своим куратором.

Выделите более узкие области, которые  пересекаются с вашей проблематикой. На этом этапе надо обязательно ознакомиться со статьями узкой направленности по теме, обратить внимание на методики и терминологию, обязательно «пройтись» по ссылкам из этих статей. Тем самым вы окажетесь внутри темы, не будете «изобретать велосипед», увидите место своей предполагаемой работы в выбранном контексте.

Отнеситесь максимально критично к своему плану. Если в процессе составления плана становится очевидно, что какой-то вопрос не будет получен ответ, надо подумать, как можно план доработать.

В завершение планирования составляется план-проспект, который будет содержать ключевую информацию о будущем исследовании. Это короткое сообщение объемом не более 1000 знаков, в котором отражено:

  • тема;
  • ключевой вопрос;
  • материал, по которому вы будете проводить исследование;
  • методика исследования;
  • задачи работы.

Установить этапность выполнения и собственные сроки каждого этапа работы, которые позволят вам своевременно закончить всю работу.

 

  1. Проведение исследования, написание работы

Куратор  оценит то, как вы работали над исследованием. Его оценка повлияет на итоговую отметку за исследовательскую работу. Куратору нужно будет ответить на три вопроса: 1. Как проходил процесс обсуждения и выхода на формулировку ключевого вопроса? 2. Какие наиболее существенные трудности возникли при выполнении работы, и как учащийся с ними справлялся?
3. Насколько учащийся был вовлечён в работу? Оцените  креативность, целеустремленность, настойчивость при выполнении сложной задачи, умение находить общий язык с теми, чья помощь ему понадобилась.

Написание работы. Конечным результатом будет письменная исследовательская работа

Объём исследовательской работы – от 10000 до 40000 знаков. В ней должны быть следующие разделы:

А. Титульная страница. Название школы, тема, кто выполнил и кто куратор работы, город и год

Б. Аннотация, состоящая из 100-200 слов, кратко и четко характеризующая то, что вами сделано, какие новые данные вы получили и какие выводы из них сделали.

В. Введение – краткий обзор предпосылок исследования.

Почему было предпринято данное исследование? Что заинтересовало в этой теме, почему вы за нее взялись? Это называется «актуальность исследования».

Какие ранее опубликованные данные побудили вас провести это конкретное исследование? Это называется «обзор» – литературы или любой другой информации.

Какие конкретные экспериментальные гипотезы вы собирались проверять? Иначе: что вас не удовлетворяло во всем вашем знании на эту тему и какая собственная догадка у вас была? Это называется «новизна работы».

Г. Методика исследования должна обязательно содержать информацию о трех ключевых моментах:

Материал исследования.

Метод вашего исследования.

Ход исследования. Четко опишите, что вы делали. Например, когда и как обследовались испытуемые, какая инструкция им давалась, как вы фиксировали их реакции. Полезно подставить слова «языковой материал»/ «физическое явление»/ «архитектурное сооружение»/ «историческое событие» вместо слова «испытуемые» и продолжить аналогию в зависимости от области вашего исследования. Это и есть главная часть, и написана она должна быть так, чтобы любой читатель понял, что вы делали, как собирали материал, на какие его особенности обращали внимание, что группировали, как рассуждали и т.п. Представьте её подробно, чтобы любой мог повторить ваше исследование.

Д. Выводы или результаты. Эта часть текста должна содержать словесное описание полученных результатов (без какого-либо их обсуждения и комментирования). Это завершение основной части работы. Проследите, чтобы задачам, озвученным во введении, соответствовали выводы.Нередко выводы включают в заключение.

Е. Заключение. Данный раздел должен включать краткое обсуждение значения полученных вами результатов. Никаких «Пушкин – великий русский поэт». Следует обратиться к введению и показать, как ваши данные соотносятся и развивают работы, включенные в ваш обзор.

Необходимо отметить, нашла ли подтверждение выдвинутая вами гипотеза. Могла и не найти, для настоящего исследователя это не трагедия: как известно, отрицательный результат – тоже результат. Надо обсудить значение полученных вами результатов в контексте соответствующей области. Что бы вы ещё могли сказать по этой теме, если бы позволяли время и жанр работы. Сделайте задел на будущее для других исследователей, которые могут продолжить работу в этом направлении.

Ссылки на источники и правильно оформленный список использованной литературы – важный показатель культуры исследования.

  1. Защита исследовательских работ осуществляется на тематических конференциях.Во время защиты вам не нужно пересказывать работу. Будьте готовы кратко представить своё исследование и ответить на вопросы комиссии и других участников, пояснить свои выводы и привести аргументы в их пользу, рассказать о ходе работы и решении проблем по ходу.

Посетите защиты других исследователей. Примеры других работ, обмен опытом по проведению исследования, оформлению результатов и просто даже присутствие на обсуждении исследования – часто наталкивает на новые полезные мысли и поддерживает в ходе работы.

Основные критерии, по которым будет оцениваться Ваша исследовательская работа:

  • Соответствие формату (оцениваются грамотность и стилистика, работа со ссылками и оформление).
  • Соблюдение логики научного познания, правил развития мысли(оцениваются тема и ключевой вопрос, структура и логика работы, выводы).
  • Исследовательский инструментарий и содержание(оцениваются использование терминов, выбор и применение источников, материала и методов, результаты исследования).
  • Представление работы (оцениваются презентация и выступление, ответы на полученные в ходе обсуждения вопросы).

За время над проектом вам предстоит пройти маршрут, который имеет 7 контрольных точек:

  • Первая — выбор темы, куратора, состава участников.
  • Вторая — предъявление краткого плана исследовательской работы.
  • Третья — предъявление подробного плана-проспекта исследовательской работы.
  • Четвертая – предъявление первых результатов исследовательской работы (первая  версия).
  • Пятая — предъявление предварительной версии исследовательской работы.
  • Шестая – предъявление завершенной работы.
  • Седьмая – защита работы.

Для переписки по проектам (согласований, обсуждений и т.д.) используйте электронную почту.

Желаем вам успехов!