Родиной ментальной арифметики считается Япония. Однако сами счеты были изобретены в Китае около 5000 лет назад. Лишь в XVI веке аналог китайских счетов, называемый соробан, появился в Стране Восходящего солнца.
В ХХ столетии во многих странах Азии счеты стали применяться для обучения детей простейшим арифметическим действиям. А затем, заметив, насколько эффективным оказался этот метод, в 90-е годы прошлого века японцы разработали целую систему тренировки интеллекта с помощью соробана.
Сегодня ментальной арифметике обучаются не только в Японии, но также в Китае, Малайзии, США, Канаде, Австралии и многих других странах мира. Как правило, обучение начинается еще до школы – в 4-5 лет. В этом возрасте дети очень быстро привыкают не только к подсчетам на соробане, но и к счету в уме. Впрочем, методика помогает развить память, интеллект и креативность и в более старшем возрасте. Даже взрослые могут ею воспользоваться для улучшения результатов своей деятельности.